Историческая справка

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ
Калининградской области

ДОВОЕННЫЙ ПЕРИОД

На территории бывшей Восточной Пруссии автомобильные дороги разделялись по разрядам:

1. Правительственные автомобильные дороги (автострады);

2. Имперские автомобильные дороги;

3. Полевые дороги;

4. Мотоциклетные, велосипедные и для гужевого транспорта;

5. Другие дороги.
К правительственным автодорогам (автострадам) относилась автодорога Калининград — Альтенберг (Дорожное) — Госграница протяженностью 50 км.
К имперским дорогам относилось 16.

Обслуживанием дорог Восточной Пруссии занималась дорожно-эксплуатационная служба, которая проводила работу только по содержанию этих дорог. На каждые два километра дороги ставился обходчик, а на каждые 10 обходчиков — один дорожный мастер. В распоряжении мастера имелись две грузовые автомашины и дорожная техника, необходимая для текущего ремонта и содержания дороги. Каждые 100 км дороги контролировались инженером-дорожником.

Работы по новому строительству и капитальному ремонту дорог и мостов сдавались по договорам частным фирмам, которые сами проводили заготовку, вывозку стройматериалов и строительство дорог и мостов. Эти же частные фирмы поставляли дорожно-строительные материалы и для дорожно-эксплуатационной службы. На каждый материал имелись технические требования. Качество материалов проверялось лабораторным путем, при отпуске материалов с центральных баз выдавался технический паспорт и рецепт применения их в деле.

Общая протяженность дорог Восточной Пруссии составляла более 5000 км. Из них 92% имели усовершенствованный тип покрытия, обеспечивающий проезд автотранспорта в любое время года. Свыше 50 % покрытия усовершенствованных дорог были обработаны органическими вяжущими материалами.
Все без исключения дороги были озеленены. Деревья в возрасте от 20 до 85 лет посажены на обочинах. Озеленение проводилось вдоль дорог в декоративных целях и, особенно, для маскировки движения.
Искусственные сооружения представляли большую ценность. Всего имелось в наличии 548 железобетонных, металлических и каменных мостов. Деревянных мостов не было.

В период военных действий дороги и мосты, находясь в полосе боевых операций, подвергались разрушению как противником, так и нашими войсками. Кроме того, они несли чрезмерную нагрузку всех видов транспорта, что сильно повлияло на устойчивость покрытий. Щебеночное, гравийное и асфальтобетонное покрытие на ряде участков было разрушено, каменный материал перемешан с грунтом, имелись просадки и выбоины. В апреле 1946 года большинство дорог области были совершенно разрушены. Для того, чтобы проехать из Советска в Калининград (120 км) требовалось 8 часов, из Полесска в Калининград и обратно (47 км) — целый день.

Из общего количества мостов свыше 200 шт в период военных действий было взорвано и разрушено. Из оставшихся мостов 18 % требовали капитального ремонта, 16 % восстановления и 17 % текущего ремонта.

ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД
В настоящее время протяженность автомобильных дорог общего пользования Калининградской области при территории в 15.1 тыс. кв. км составляет 4572 км. В состав основных магистралей области входят: — автодорога федерального значения Калининград-Черняховск-Нестеров (А — 229), связывающая Калининград с Россией через Литву, проходит через города Гвардейск, Гусев, Нестеров, Черняховск; — автодорога федерального значения Гвардейск — Неман (А — 216), проходит через п.Большаково, город Советск и связывает Калининград с Литвой с выходом на Латвию; — автодороги, выходящие к Польской границе (Калининград — Мамоново, Калининград — Долгоруково, Гусев — Ольховатка — Госграница, Дорожное — Госграница, Калининград — Крылово через Правдинск, подъезд к ст. Кентшин), а также Калининград — Балтийск, Северный и Южный обходы г. Калининграда; — автодороги, ведущие к курортам в города Светлогорск и Зеленоградск.

Плотность автомобильных дорог составляет 302,8 км на 1 тыс. кв.км территории, что значительно выше, чем в среднем по России. Все автомобильные дороги общего пользования Калининградской области имеют твердое покрытие (по России 89%), из них 73 % — усовершенствованное покрытие (по России в среднем — 58 %). Ко всем 13 районным центрам области и 135 центральным усадьбам хозяйств имеются подъезды с твердым покрытием. Федеральные автодороги имеют параметры 1 и 2 категории, на территориальной сети преобладают дороги с параметрами 4 — 5 категории.

Вместе с тем, при наличии плотной сети автодорог параметры существующих автодорог (малые радиусы закруглений в плане, наличие на обочине декоративных насаждений, прохождение через населенные пункты) не соответствуют требованиям современного движения, фактической и перспективной интенсивности. Поэтому развитие автомобильного транспорта области в первую очередь связано с развитием и совершенствованием дорожной инфраструктуры, созданием опорной сети международного класса.

В послевоенное время основной задачей дорожных организаций области было восстановление разрушенных войной автомобильных дорог, мостов и путепроводов на них; в последующий период — их ремонт и содержание.

Начиная с 1978 года, отремонтировано 1683,6 км автодорог, при этом сеть дорог увеличилась на 141 км.

СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД
На сегодняшний день для Калининградской области, являющейся эксклавной территорией с площадью 15,1 тыс. км2. наличие развитой сети автодорог, отвечающих требованиям международного движения и интеграция их в европейскую сеть, является гарантией её экономического развития.

Сегодня Калининградская область имеет развитую сеть автомобильных дорог общего пользования, протяжённость которой составляет 4 660,2 км (в том числе федерального значения – 203,8 км и 4 456,4 км – регионального значения). По плотности сети (324 км на 1 000 км2) в несколько раз превышает аналогичный показатель в среднем по России (67 км на 1 000 км2). Однако 80% трасс – довоенной постройки, их параметры не соответствуют, в основном, современным требованиям.

В связи с этим одной из главных задач является создание в области опорной сети автодорог международного класса, с учётом что по территории области проходят два ответвления трансъевропейских транспортных коридора: № 1-А «Рига-Калининград-Гданьск» и № 9-Д «Киев-Минск-Вильнюс-Калининград».

Для реализации данной задачи, в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина (ПР-1681) в 2006 году разработан План развития сети автомобильных дорог Калининградской области до 2015 года с учётом федеральных целевых программ «Развитие Калининградской области до 2015 года» и «Развитие транспортной системы России (2010-2015)» (подпрограмма «Автомобильные дороги»)»

В настоящее время завершена реконструкция 1-й очереди автомобильной дороги «Калининград-Мамоново II (пос. Новосёлово) – граница Республики Польша» к многостороннему автомобильному пункту пропуска Мамоново 2 (Россия) – Гжехотки (Польша), строительство обхода пос. Чернышевское протяжённостью 3,26 км к новому пункту пропуска Чернышевское (Россия) – Кибартай (Литва), обхода г. Багратионовска, ведущего к многостороннему автомобильному пункту пропуска на границе с Республикой Польша Багратионовск (Россия) – Безледы (Польша), в 2010 году завершено строительство 1-ой выделенной очереди Южного обхода г. Калининграда протяжённостью 7,8 км.

Ведётся строительство обхода г. Советска с новым мостовым переходом через р. Неман протяжённостью 11,87 км,

Завершается реконструкция первого этапа мостового перехода через реки Старая и Новая Преголя на Южном обходе г. Калининграда.

В 2009 году завершено строительство I очереди Кольцевого маршрута – автомобильной дороги «Калининград-Зеленоградск с подъездам к аэропорту «Храброво» протяжённостью 26,7 км, соединившей областной центр с международным аэропортом «Храброво», федеральным курортом «Зеленоградск», Куршской косой.

В июле 2012 года завершено строительство следующей очереди Кольцевого маршрута – автодороги от подъезда к г. Светлогорску до подъезда к г. Зеленоградску общей протяжённостью 25,66 км с подъездом к г. Пионерский, где размещается Государственная резиденция Российской Федерации и курорту федерального значения — г. Светлогорску.